Справочник.
Русская архитектура.
![]()
Наследие русского классического искусства с древности и по XX века легло в основу многонационального русского искусства и искусства народов других стран.
Архитектура России свидетельствует о неоценимом вкладе, который внес русский народ в сокровищницу моровой культуры. Бесчисленные шедевры обнаруживают высокий художественный вкус русского народа, исключительное чувство пропорций, гармонии, колорита. На сайте содержится обширный материал по истории развития русской архитектуры. Здесь Вы найдете описание и иллюстрации архитектурных сооружений начиная с X века и до наших дней. На сайте дается описание древнейших архитектурных памятников Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова и др., которые пережили века и сохранились до наших дней. Рассчитана на широкий круг пользователей Интернета, искусствоведов, историков, интересующихся русской культурой. |
Храм.
В первые века возникновения христианства верующие в Иисуса Христа были жестоко гонимы правителями языческого мира. В силу того, что верующим часто приходилось скрываться, стали возникать катакомбные церкви и храмы, спрятанные от посторонних глаз в различных подземельях или пещерах.Сегодня хорошо изучены Римские катакомбы в Италии, где под землей вырыты многочисленные лабиринты, коридоры и тоннели, ведущие в небольшие помещения, предназначенные для проведения христианских богослужений. В стенах таких подземных пещер, которые назывались капеллами, хоронили первых умерших христиан. До наших дней сохранились многочисленные изображения крестов, надписи и рисунки (чаще всего Иисуса Христа и Божией Матери — Девы Марии) на стенах катакомбных храмов.
Подземный христианский храм часто представлял собой вытянутое помещение прямоугольной формы. В его восточной части, очень редко — западной, высекалась большая полукруглая ниша, отделенная от остальной части храма. В центре ниши помещалась гробница какого-либо Святого мученика, своим подвигом засвидетельствовавшего верность Христу. Такими были первые алтари и престолы подземных катакомбных храмов.
Сегодня любой христианский храм в плане (если смотреть на него сверху или на чертеже) может представлять собой ковчег (корабль), круг, квадрат, крест и некоторые другие формы.
Прямоугольная форма католического или православного храма похожа на корабль. Корабельный (ковчежный) по своей форме храм делится на три части: отгороженную алтарную часть, центральную и ту часть, где в старину находились люди, только готовившиеся принять водное крещение и стать христианами.
Форма храма в виде ковчега символизирует Ноев ковчег, в котором спасся Ной, его многочисленная семья, множество животных и птиц во время библейского Всемирного Потопа. История спасения Ноя в ковчеге описана в Библии. Похожие истории о Всемирном Потопе существуют в многочисленных мифах самых различных народов мира.
Круглые в плане храмы — одни из самых древних. Они символизируют вечность христианской церкви. Ведь круг, не имеющий ни начала, ни конца, как и сфера, — считался символом вечности.
Квадратный в плане храм символизирует видоизмененный крест (знак спасения). Если в квадрате провести две диагонали, то получится крест, замкнутый в квадрате.
Храм, представляющий собою в плане крест, своими стенами сам несет священный символ христианского спасения — крест, на котором распяли Иисуса Христа.
Существуют храмы и смешанных типов: по внешнему виду они крестообразные, а внутри, в центре креста — круглые. Или по внешней форме прямоугольные, но круглые внутри, в средней части храма.
Господствующим в храмовой архитектуре православной Византии (из которой православная вера и пришла на Русь) являлся прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных апсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами (или столпами), с высоким подкупольным пространством. Все это архитектурное устройство отчасти напоминало внутренний вид катакомбного храма.
Византийские, а затем и русские православные храмы отличались несравненным великолепием, большей внешней и внутренней отделкой и детализацией. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением, во свидетельство того, что церковь входит в Царство Божие благодаря искупительной жертве, совершенной Иисусом Христом на кресте.
Храм Ивановского монастыря в Завеличье. Псков.

Два из древнейших псковских каменных храмов — Дмитрия Солунского и Троицкий собор на Крому — до нас не дошли. Однако основание первого из них было недавно открыто археологами. Эта постройка представляла собой вариант обычного новгородского храма XII века. То же самое можно сказать и о храме Ивановского монастыря, сохранившем свои основные части и до настоящего времени (расположен в Завеличье, на улице М.Горького, 1).
Для этих зданий характерны законченность и простота объемной композиции (при весьма больших для тех времен размерах) и аскетическая скупость наружной отделки. Их цельные массивы воздействовали своей ясно воспринимаемой и подчеркнутой мощью, твердой определенностью соотношений объемов, красотой пропорций основных членении и строгостью, даже суровостью общего впечатления.
Все это было совершенно необычно для псковича XII века, привлекало его внимание своей новизной и глубоко поражало. Стены этих храмов не блистали на солнце, как стены более поздних псковских церквей. Их кладка из чередующихся слоев плитняка и плинфы (тонкого кирпича) на известковом растворе, розоватом от примеси цемянки (толченая керамика), оставалась обнаженной на всех наружных поверхностях и была в общем серой и скорее темной, чем светлой.
Затейливости общей компоновки, живописности игры объемов, изощренности использования теней и световых пятен, прихотливости, а в богатых постройках и яркости декоративной обработки — всему веселому, жизнерадостному характеру народной деревянной архитектуры, привычной для древнерусского человека того времени, в этих постройках оказались противопоставленными прямо противоположные качества.
Храм Ивановского женского монастыря — постройка псковских князей. В древности храм служил местом погребения княгинь, а иногда и других членов княжеских семейств. Дата его возведения неизвестна. Впервые он упоминается в летописи, уже как существующий, в записи 1243 года. Архитектурные особенности, роднящие его с новгородскими храмами XII века, убеждают в том, что он относится к тому же времени.
До нас собор дошел сильно измененным. Реставрация, проведенная в 1949—1950 годах, лишь частично вернула ему первоначальный облик. Судя по тому, что в западном членении храма были хоры, первоначально с запада к зданию примыкала высокая дополнительная часть, через которую был вход на хоры. Она не сохранилась, а существующий здесь притвор значительно более поздний. Звонничка над южной стеной храма надстроена при переделках собора, видимо в XVI веке. Вокруг здания нарос толстый слой культурных отложений. Это изменило общие пропорции его и сделало приземистым.
Как сохранившиеся соборы Ивановского и Мирожского монастырей, так и раскрытые археологически остатки церкви Дмитрия Солунского свидетельствуют, что в XII—XIII веках в Пскове еще не было своих зодчих, а следовательно, не было и местных архитектурных традиций. Монументальное строительство той поры велось по новгородским образцам и, по-видимому, под руководством новгородских мастеров.





Для этих зданий характерны законченность и простота объемной композиции (при весьма больших для тех времен размерах) и аскетическая скупость наружной отделки. Их цельные массивы воздействовали своей ясно воспринимаемой и подчеркнутой мощью, твердой определенностью соотношений объемов, красотой пропорций основных членении и строгостью, даже суровостью общего впечатления.
Все это было совершенно необычно для псковича XII века, привлекало его внимание своей новизной и глубоко поражало. Стены этих храмов не блистали на солнце, как стены более поздних псковских церквей. Их кладка из чередующихся слоев плитняка и плинфы (тонкого кирпича) на известковом растворе, розоватом от примеси цемянки (толченая керамика), оставалась обнаженной на всех наружных поверхностях и была в общем серой и скорее темной, чем светлой.
Затейливости общей компоновки, живописности игры объемов, изощренности использования теней и световых пятен, прихотливости, а в богатых постройках и яркости декоративной обработки — всему веселому, жизнерадостному характеру народной деревянной архитектуры, привычной для древнерусского человека того времени, в этих постройках оказались противопоставленными прямо противоположные качества.
Храм Ивановского женского монастыря — постройка псковских князей. В древности храм служил местом погребения княгинь, а иногда и других членов княжеских семейств. Дата его возведения неизвестна. Впервые он упоминается в летописи, уже как существующий, в записи 1243 года. Архитектурные особенности, роднящие его с новгородскими храмами XII века, убеждают в том, что он относится к тому же времени.
До нас собор дошел сильно измененным. Реставрация, проведенная в 1949—1950 годах, лишь частично вернула ему первоначальный облик. Судя по тому, что в западном членении храма были хоры, первоначально с запада к зданию примыкала высокая дополнительная часть, через которую был вход на хоры. Она не сохранилась, а существующий здесь притвор значительно более поздний. Звонничка над южной стеной храма надстроена при переделках собора, видимо в XVI веке. Вокруг здания нарос толстый слой культурных отложений. Это изменило общие пропорции его и сделало приземистым.
Как сохранившиеся соборы Ивановского и Мирожского монастырей, так и раскрытые археологически остатки церкви Дмитрия Солунского свидетельствуют, что в XII—XIII веках в Пскове еще не было своих зодчих, а следовательно, не было и местных архитектурных традиций. Монументальное строительство той поры велось по новгородским образцам и, по-видимому, под руководством новгородских мастеров.
Храм Николы на Ярославском дворище.

Памятники княжеского строительства в Новгороде и Пскове начала XII-XIII веков характеризуются новыми чертами - стремление к большей строгости и простоте церковной архитектуры. Исчезает динамика в композиции строгого и замкнутого объема храма, отмирают башни, служившие парадным ходом на хоры, исчезают открытые галереи, площадь хор уменьшается.
Строгим обликом отличается храм Николы на Ярославовом дворище (1113).
Плоские лопатки фасадов и ярусы декоративных двухступенчатых ниш составляют все его внешнее убранство. Первоначальное пятиглавие верха, видимо, было сознательым подражанием Софийскому собору. Возможно, что хоры собора непосредственно связывались переходом с княжескими хоромами.
Строгим обликом отличается храм Николы на Ярославовом дворище (1113).
Плоские лопатки фасадов и ярусы декоративных двухступенчатых ниш составляют все его внешнее убранство. Первоначальное пятиглавие верха, видимо, было сознательым подражанием Софийскому собору. Возможно, что хоры собора непосредственно связывались переходом с княжескими хоромами.
Храм Святого князя Владимира в Старых Садех.

Около улицы Солянки, напротив Ивановского (Иоанно-Предтеченского) женского монастыря стоит на возвышенном месте небольшая белая церковь во имя Святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя земли Русский.
Великий князь Владимир был младшим сыном князя Святослава и внуком равноапостольной княгини Ольги. В начале своего княжения Владимир являлся ревностным идолопоклонником, но потом, подобно своей бабке, он увидел заблуждения язычества и стал искать истину. После долгих поисков князь решил принять православие.
Летопись говорит, что Владимиру было 25 лет, когда он крестился. Затем, в 988 году произошло величайшее национальное событие — Крещение Руси. Сам князь Владимир, приняв православную веру, преобразился и стал совершенно иным человеком. В язычестве он был жестоким и сластолюбивым, после крещения он стал правителем добрым и человеколюбивым. Постепенно вместе со Святым Владимиром начала меняться и вся Русь. Со временем в ней появилось и просияло великое множество святых угодников Божиих.
«Радуйся, слава России! Радуйся правитель верных; радуйся божественный Владимир, первоначальниче наш; радуйся, забрало веры...» — говорится в акафисте князю Владимиру.
Митрополит Киевский Илларион так писал о нем: «Пришло на него посещение Всевышнего... и воссиял свет разума в сердце его... породился от Духа и воды. Во Христа крестился, во Христа облекся».
Название московской местности, где высится храм Святого князя Владимира, — «Старые сады» — весьма древнее. На южном, хорошо освещенном солнцем склоне холма уже в XIV-XV веках стали разводить сады.
В Русской летописи мы читаем, что «в лето 1514... благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повелел заложите и сделати церкви каменныя и кирпичныя на Москве... церковь Володимира в Садех».
Церковь Владимира была возведена известным итальянским архитектором Алевизом Новым, прибывшим в Москву в 1494 году. Построенная Алевизом церковь простояла полтора столетия и во второй половине XVII века была перестроена. Тогда к храму добавились два придела — Святых Кирика и Иулиты и Снятых Бориса и Глеба.
До 1711 года при церкви князя Владимира что в Старых Садех, существовала патриаршая богадельня, в которой в разное время содержалось от 88 до 412 больных и престарелых, и «пищепитательница». С прекращением патриаршества на Руси богадельня была закрыта.
В дальнейшем Владимирский храм неоднократно возобновлялся после пожаров. 30 мая 1737 года во время опустошительного пожара в Москве храм полностью выгорел, но был восстановлен в 1794 году в царствование императрицы Екатерины II и украшен «стенным писанием».
В старину в Иоанно-Предтеченском женском монастыре, что находится как раз напротив церкви князя Владимира, широко праздновался главный монастырский храмовый праздник — день памяти Усекновения Главы Пророка Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, который совершался 29 августа по старому стилю (11 сентября по новому). Этот праздник церковь князя Владимира также ежегодно праздновала.
В тот день около Владимирской церкви происходила шерстяная ярмарка. Множество крестьянских возов с шерстью располагались на улице между Владимирским храмом и монастырем. Толпы богомольцев, спешившие на праздник, запруживали весь проезд. Вдоль всех ближайших улиц и переулков стояли многочисленные палатки со съестными припасами и сбитнем для торговцев, которые находились здесь весь день.
В разгар праздника Владимирский храм так наполнялся народом, что протиснуться из него наружу стоило огромного труда. Почти все приезжие крестьяне вскладчину, на вырученные от продажи шерсти деньги, заказывали в церкви князя Владимира благодарственные молебны Иоанну Предтече — Крестителю Христа. Молебны тогда служились самые сокращенные, по 2-3 минуты каждый. За два дня монастырского праздника священнику приходилось отслужить более 88 молебнов.
Почти пять веков храму Святого князя Владимира в Старых Садех. Подобно Москве и всей России за столетия ему немало пришлось претерпеть: набеги татар, польскую интервенцию в период Смутного времени, эпидемию чумы, нашествие Наполеона 1812 года, Октябрьскую революцию и гонения на православную церковь в веке XX.
Предпоследний настоятель храма князя Владимира — отец Владимир Амбарцумов — причислен к новомученикам и исповедникам российским. Свои богослужения он проводил вдохновенно, его службы и проповеди собирали полный храм верующих. Отец Владимир Амбарцумов был расстрелян 5 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.
В 1937 году церковь пытались разобрать, но не закончили. Закрытый храм остался сильно изуродованным — все главы его были сломаны, внутреннее убранство уничтожено. В 1960-1970-е годы в храме располагался резервный фонд Государственной Исторической библиотеки. Во второй половине 1970-х годов Владимирский храм начали реставрировать, была восстановлена колокольня, на ней воздвигли крест.
Закончилась реставрация в 1990 году, и в тот год храм был возвращен Русской православной церкви. Открытие восстановленного храма Святого князя Владимира в Старых Садех, его освящение и первое богослужение состоялось 24 мая 1991 года, в день памяти Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Великий князь Владимир был младшим сыном князя Святослава и внуком равноапостольной княгини Ольги. В начале своего княжения Владимир являлся ревностным идолопоклонником, но потом, подобно своей бабке, он увидел заблуждения язычества и стал искать истину. После долгих поисков князь решил принять православие.
Летопись говорит, что Владимиру было 25 лет, когда он крестился. Затем, в 988 году произошло величайшее национальное событие — Крещение Руси. Сам князь Владимир, приняв православную веру, преобразился и стал совершенно иным человеком. В язычестве он был жестоким и сластолюбивым, после крещения он стал правителем добрым и человеколюбивым. Постепенно вместе со Святым Владимиром начала меняться и вся Русь. Со временем в ней появилось и просияло великое множество святых угодников Божиих.
«Радуйся, слава России! Радуйся правитель верных; радуйся божественный Владимир, первоначальниче наш; радуйся, забрало веры...» — говорится в акафисте князю Владимиру.
Митрополит Киевский Илларион так писал о нем: «Пришло на него посещение Всевышнего... и воссиял свет разума в сердце его... породился от Духа и воды. Во Христа крестился, во Христа облекся».
Название московской местности, где высится храм Святого князя Владимира, — «Старые сады» — весьма древнее. На южном, хорошо освещенном солнцем склоне холма уже в XIV-XV веках стали разводить сады.
В Русской летописи мы читаем, что «в лето 1514... благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повелел заложите и сделати церкви каменныя и кирпичныя на Москве... церковь Володимира в Садех».
Церковь Владимира была возведена известным итальянским архитектором Алевизом Новым, прибывшим в Москву в 1494 году. Построенная Алевизом церковь простояла полтора столетия и во второй половине XVII века была перестроена. Тогда к храму добавились два придела — Святых Кирика и Иулиты и Снятых Бориса и Глеба.
До 1711 года при церкви князя Владимира что в Старых Садех, существовала патриаршая богадельня, в которой в разное время содержалось от 88 до 412 больных и престарелых, и «пищепитательница». С прекращением патриаршества на Руси богадельня была закрыта.
В дальнейшем Владимирский храм неоднократно возобновлялся после пожаров. 30 мая 1737 года во время опустошительного пожара в Москве храм полностью выгорел, но был восстановлен в 1794 году в царствование императрицы Екатерины II и украшен «стенным писанием».
В старину в Иоанно-Предтеченском женском монастыре, что находится как раз напротив церкви князя Владимира, широко праздновался главный монастырский храмовый праздник — день памяти Усекновения Главы Пророка Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, который совершался 29 августа по старому стилю (11 сентября по новому). Этот праздник церковь князя Владимира также ежегодно праздновала.
В тот день около Владимирской церкви происходила шерстяная ярмарка. Множество крестьянских возов с шерстью располагались на улице между Владимирским храмом и монастырем. Толпы богомольцев, спешившие на праздник, запруживали весь проезд. Вдоль всех ближайших улиц и переулков стояли многочисленные палатки со съестными припасами и сбитнем для торговцев, которые находились здесь весь день.
В разгар праздника Владимирский храм так наполнялся народом, что протиснуться из него наружу стоило огромного труда. Почти все приезжие крестьяне вскладчину, на вырученные от продажи шерсти деньги, заказывали в церкви князя Владимира благодарственные молебны Иоанну Предтече — Крестителю Христа. Молебны тогда служились самые сокращенные, по 2-3 минуты каждый. За два дня монастырского праздника священнику приходилось отслужить более 88 молебнов.
Почти пять веков храму Святого князя Владимира в Старых Садех. Подобно Москве и всей России за столетия ему немало пришлось претерпеть: набеги татар, польскую интервенцию в период Смутного времени, эпидемию чумы, нашествие Наполеона 1812 года, Октябрьскую революцию и гонения на православную церковь в веке XX.
Предпоследний настоятель храма князя Владимира — отец Владимир Амбарцумов — причислен к новомученикам и исповедникам российским. Свои богослужения он проводил вдохновенно, его службы и проповеди собирали полный храм верующих. Отец Владимир Амбарцумов был расстрелян 5 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.
В 1937 году церковь пытались разобрать, но не закончили. Закрытый храм остался сильно изуродованным — все главы его были сломаны, внутреннее убранство уничтожено. В 1960-1970-е годы в храме располагался резервный фонд Государственной Исторической библиотеки. Во второй половине 1970-х годов Владимирский храм начали реставрировать, была восстановлена колокольня, на ней воздвигли крест.
Закончилась реставрация в 1990 году, и в тот год храм был возвращен Русской православной церкви. Открытие восстановленного храма Святого князя Владимира в Старых Садех, его освящение и первое богослужение состоялось 24 мая 1991 года, в день памяти Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Храм Святой Троицы в Никитниках.

Этот храм построен в 1634 году ярославским купцом («гостем») Григорием Леонтьевичем Никитниковым на его средства. Здесь, в центре Москвы, возле Старой площади у Варварских ворот находилась его усадьба и склады товаров. Была во дворе Никитниковской усадьбы старая деревянная церковь в честь великомученика Никиты, но она сгорела, возможно, сгорели и многие товары. И чтобы обезопасить склады от «дурного глаза», купец построил над ни ми церковь. В храме были устроены тайники для хранения ценностей, а в подклете находился склад товаров купца. Южный придел новой каменной церкви освящен в честь, великомученика Никиты, придел стал фамильной усыпальницей Никитниковых.
Тесной группой сомкнулись купола пятиглавого храма, к нему прилепились два придела с куполами, шатровая колокольня и двухэтажная галерея. В колокольне был устроен придел апостола Иоанна Богослова. Вход в церковь впервые в Москве был оформлен шатровым крыльцом. Увидев, что это очень красиво, ко многим московским храмам впоследствии тоже стали делать подобные шатровые пристройки. А в белокаменное оформление фасада и всего храма были введены цветные изразцы.
Храм Святой Троицы в Никитниках или, как чаще его называют, храм Грузинской иконы на Варварке — замечательный памятник архитектуры стиля «русское узорочье». Он мнился образцом для подражания при строительстве многих московских церквей.
Хорошо сохранившаяся до сего дня настенная роспись храма была выполнена в 1653 году мастерами из Оружейной палаты, среди которых был выдающийся иконописец Симон Ушаков — автор знаменитой в художественном отношении иконы, написанной в 1659 году, которую искусствоведы назвали «Древо Государства Российского».
В 1654 году из Красногорского монастыря, расположенного неподалеку от города Пинега, в Москву была принесена чудотворная Грузинская икона Божией Матери для подновления живописи. Икону поставили в Троицком храме в Никитниках. Серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов, у которого тяжело болел сын, попросил принести образ к нему домой и отслужить молебен, что и было исполнено. Больной сын исцелился. Тогда благодарный отец сделал точный список с иконы и поместил его в храме Святой Троицы.
Очень скоро этот список прославился чудесами во время «моровой язвы» 1654 года. Больные, приходящие с верой к этой иконе, исцелялись, эпидемия в Москве была прекращена.
Всего с Грузинской иконы в Москве было сделано несколько списков. Три из них (в том числе находящийся в Троицком храме) прославились исцелениями. Сама чудотворная Грузинская икона из Красногорского монастыря в последний раз упоминается в 1946 году, когда с ней был совершен крестный ход в городе Архангельске, и дальнейшая судьба ее неизвестна.
В память 250-летия явления от иконы чуда избавления от моровой язвы в 1904 году в подклети церкви
был устроен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери.
В 1920 году храм закрыли, на средства государства он был отреставрирован. В 1934 году храм был передан Государственному Историческому музею.
Сегодня Троицкий храм продолжает использоваться музеем, но в 2002 году богослужения в нем возобновились. Для православных верующих главной святыней этого храма является прославленный чудесами список чудотворной Грузинской иконы Божией Матери, сделанный в 1654 году Гавриилом Евдокимовым.
Тесной группой сомкнулись купола пятиглавого храма, к нему прилепились два придела с куполами, шатровая колокольня и двухэтажная галерея. В колокольне был устроен придел апостола Иоанна Богослова. Вход в церковь впервые в Москве был оформлен шатровым крыльцом. Увидев, что это очень красиво, ко многим московским храмам впоследствии тоже стали делать подобные шатровые пристройки. А в белокаменное оформление фасада и всего храма были введены цветные изразцы.
Храм Святой Троицы в Никитниках или, как чаще его называют, храм Грузинской иконы на Варварке — замечательный памятник архитектуры стиля «русское узорочье». Он мнился образцом для подражания при строительстве многих московских церквей.
Хорошо сохранившаяся до сего дня настенная роспись храма была выполнена в 1653 году мастерами из Оружейной палаты, среди которых был выдающийся иконописец Симон Ушаков — автор знаменитой в художественном отношении иконы, написанной в 1659 году, которую искусствоведы назвали «Древо Государства Российского».
В 1654 году из Красногорского монастыря, расположенного неподалеку от города Пинега, в Москву была принесена чудотворная Грузинская икона Божией Матери для подновления живописи. Икону поставили в Троицком храме в Никитниках. Серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов, у которого тяжело болел сын, попросил принести образ к нему домой и отслужить молебен, что и было исполнено. Больной сын исцелился. Тогда благодарный отец сделал точный список с иконы и поместил его в храме Святой Троицы.
Очень скоро этот список прославился чудесами во время «моровой язвы» 1654 года. Больные, приходящие с верой к этой иконе, исцелялись, эпидемия в Москве была прекращена.
Всего с Грузинской иконы в Москве было сделано несколько списков. Три из них (в том числе находящийся в Троицком храме) прославились исцелениями. Сама чудотворная Грузинская икона из Красногорского монастыря в последний раз упоминается в 1946 году, когда с ней был совершен крестный ход в городе Архангельске, и дальнейшая судьба ее неизвестна.
В память 250-летия явления от иконы чуда избавления от моровой язвы в 1904 году в подклети церкви
был устроен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери.
В 1920 году храм закрыли, на средства государства он был отреставрирован. В 1934 году храм был передан Государственному Историческому музею.
Сегодня Троицкий храм продолжает использоваться музеем, но в 2002 году богослужения в нем возобновились. Для православных верующих главной святыней этого храма является прославленный чудесами список чудотворной Грузинской иконы Божией Матери, сделанный в 1654 году Гавриилом Евдокимовым.
Храм Сошествия Святого Духа Троице-Сергиевой Лавры.

Каменный четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм, построенный в 1476. Здание имеет уникальную объемную композицию - в нижней части барабана устроена звонница. В нач. XVII в. к церкви пристроена шатровая колокольня, разобранная в сер. XVIII в., позже здание обстроено папертями. С севера была пристроена часовня над гробом прп. Максима Грека, расширенная в 1847. С юга в 1867 пристроен придел Филарета Милостивого, в котором был похоронен митр. Московский Филарет. Богослужения прекращены в 1920, в кон. 1940-х церковь возвращена верующим. В сер. ХХ в. церковь отреставрирована, поздние пристройки разобраны в 1938-1940.
Храм Покрова на Нерли. Владимир.

Попроси любого соотечественника назвать несколько православных храмов, что он ответит? Наверное, самым распространенным будет ответ – храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и церковь Покрова на Нерли. Чем примечательны первые два храма, понятно. А вот почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли? Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что же сделало этот храм таким знаменитым – его история? Или, может быть его удивительный гармоничный облик?
Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.
Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год.
Само посвящение храма Прокрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».
Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.
Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.
При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.
Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, - лишь основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».
Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Б арабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.
Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этого прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.
После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник: http://www.pravmir.ru/article_2360.html
Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.
Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год.
Само посвящение храма Прокрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».
Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.
Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.
При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.
Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, - лишь основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».
Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Б арабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.
Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этого прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.
После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник: http://www.pravmir.ru/article_2360.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий