Усадьба Архангельское.

Усадьба Архангельское, принедлежавшее в начале Голицину, потом Юсупову, является примером наиболее строгого и последовательного проявления принципов классической архитектуры. Стоящий на высоком месте дворец в Архангельском составляет центральное ядро всей строго симметричной композиции ансамбля, по продольной оси которого расположены въездные ворота, парадный двор, дворец и обширные террасы партера, уводящие глаз через парк к свободному пейзажу. По сторонам партера был разбит регулярный парк, ограничивавшийся со стороны реки корпусами оранжереи.
Постройка дворца относится к 80-м годам XVIII в., когда был перепланирован существовавший еще с 30-х годов парк и вместо старого деревянного дома начали возводить дворец. Дворец строился медленно. Снаружи он был закончен в 1797-1798 гг., внутри - только в XIX в. В 80-х годах XVIII в. было устроено водоснабжение для фонтанов, в основном разбит парк, и началось строительство парковых сооружений; в том числе в 1786 г. были возведены оранжерея с флигелями и Руинные, или Римские, ворота, оформлявшие въезд в парк с восточной стороны. Увлечение воспроизведением руин античности было характерно для строительства богатых усадеб второй половины XVIII в. К началу 90-х годов со стороны садового фасада дворца были выстроены террасы, богато украшенные мраморными скульптурами и возвышающиеся над зеленью партера.
В конце XVIII в. дворец в Архангельском строился по проекту де-Герна крепостными архитекторами. Первоначально парадный двор, обрамленный с каждой стороны двенадцатью парами величественных тосканских колонн, был открытым. Въездные ворота с аркой, украшенный изображениями летящих Слав, построены только в 1817 г. архитектором С.П. Мельниковым при участии крепостного архитектора В.Я. Стрижакова.
Главный фасад дома выполнен по обычной трехчастотной схеме усадеб этого времени. Центр выделен четырехколонным ионическим портиком с треугольным фронтоном, боковые части подчеркнуты ризалитами, к которым примыкают колоннады. Садовый фасад в основном соответствует дворовому. Различие заключается лишь в отсутствии боковых колоннад, замененых здесь небольшими двухколонными портиками, и расположенным в центре фасада круглым выступом, за которым находится богато отделанный овальный в плане главный зал дворца с купольным покрытием. Над центральной частью дома возвышается бельведер, украшенный коринфскими колонками. В начале XIX в. в больших перестройках Архангельского после пожара 1812 г. участвовали архитекторы Бове, Жуков, Мельников, Тюрин, Стрижаков. Последние двое придали зданию дворца и парку облик, характерный для архитектуры первой трети XIX в.
Постройка дворца относится к 80-м годам XVIII в., когда был перепланирован существовавший еще с 30-х годов парк и вместо старого деревянного дома начали возводить дворец. Дворец строился медленно. Снаружи он был закончен в 1797-1798 гг., внутри - только в XIX в. В 80-х годах XVIII в. было устроено водоснабжение для фонтанов, в основном разбит парк, и началось строительство парковых сооружений; в том числе в 1786 г. были возведены оранжерея с флигелями и Руинные, или Римские, ворота, оформлявшие въезд в парк с восточной стороны. Увлечение воспроизведением руин античности было характерно для строительства богатых усадеб второй половины XVIII в. К началу 90-х годов со стороны садового фасада дворца были выстроены террасы, богато украшенные мраморными скульптурами и возвышающиеся над зеленью партера.
В конце XVIII в. дворец в Архангельском строился по проекту де-Герна крепостными архитекторами. Первоначально парадный двор, обрамленный с каждой стороны двенадцатью парами величественных тосканских колонн, был открытым. Въездные ворота с аркой, украшенный изображениями летящих Слав, построены только в 1817 г. архитектором С.П. Мельниковым при участии крепостного архитектора В.Я. Стрижакова.
Главный фасад дома выполнен по обычной трехчастотной схеме усадеб этого времени. Центр выделен четырехколонным ионическим портиком с треугольным фронтоном, боковые части подчеркнуты ризалитами, к которым примыкают колоннады. Садовый фасад в основном соответствует дворовому. Различие заключается лишь в отсутствии боковых колоннад, замененых здесь небольшими двухколонными портиками, и расположенным в центре фасада круглым выступом, за которым находится богато отделанный овальный в плане главный зал дворца с купольным покрытием. Над центральной частью дома возвышается бельведер, украшенный коринфскими колонками. В начале XIX в. в больших перестройках Архангельского после пожара 1812 г. участвовали архитекторы Бове, Жуков, Мельников, Тюрин, Стрижаков. Последние двое придали зданию дворца и парку облик, характерный для архитектуры первой трети XIX в.
Усадьба Глинки.

Подмосковная усадьба "Глинки" архитектор Я.В. Брюсом
Усадьба включает в себя такие присущие новым загородным ансамблям элементы, как регулярный парк, пруды правильной геометрической формы, садовые павильоны. В отличие от загородных дворцов Петербурга того времени, в которых планировка дома и парка строилась обычно по одной оси, в композиции подмосковной усадьбы наблюдается значительно большая свобода. Весь усадебный комплекс с главным домом, расположен в стороне от центральной аллеи, воспринимается не фронтально, а с боковых точек, постепенно раскрываясь по мере движения по главной аллее. Такой прием композиции сближает "Глинок" с живописным, асимметричным построением старых русских усадебных ансамблей.
В тоже время архитектурная обработка главного дома и его планировка типичны для столичных дворцов петровского времени. Прямоугольный в плане дом имеет боковые ризалиты и лоджии посредине. Композиция фасада строится в формах классического ордера, примененного в виде пилястр, поэтажно членящих здание. Оконные проемы украшены резными маскаронами и белокаменными фигурными наличниками, близкими по рисунку к оконным обрамлениям дворца в Стрельне.
Усадьба включает в себя такие присущие новым загородным ансамблям элементы, как регулярный парк, пруды правильной геометрической формы, садовые павильоны. В отличие от загородных дворцов Петербурга того времени, в которых планировка дома и парка строилась обычно по одной оси, в композиции подмосковной усадьбы наблюдается значительно большая свобода. Весь усадебный комплекс с главным домом, расположен в стороне от центральной аллеи, воспринимается не фронтально, а с боковых точек, постепенно раскрываясь по мере движения по главной аллее. Такой прием композиции сближает "Глинок" с живописным, асимметричным построением старых русских усадебных ансамблей.
В тоже время архитектурная обработка главного дома и его планировка типичны для столичных дворцов петровского времени. Прямоугольный в плане дом имеет боковые ризалиты и лоджии посредине. Композиция фасада строится в формах классического ордера, примененного в виде пилястр, поэтажно членящих здание. Оконные проемы украшены резными маскаронами и белокаменными фигурными наличниками, близкими по рисунку к оконным обрамлениям дворца в Стрельне.
Усадьба в Измайлово.

Царская подмосковная усадьба в Измайлово, выстроенная по заранее разработанному плану, представляет собой один из примеров выдающихся усадебных ансамблей этого времени.
Измайловская усадьба занимала большую территорию, на которой были расположены разнообразные хозяйственные и промышленные сооружения, как например, каменные риги и токи для сушки, обмолота и хранения зерна: водяные мельницы; заводы: для обработки льна, для выделки различной стеклянной посуды, винный и маслобойный. Были насажены обширные сады с фруктовыми и декоративными деревьями, с парниками - оранжереями, где выращивались арбузы, дыни и даже виноград. Продукция измайловского хозяйства не только покрывала потребности дворцового обихода, но частично реализовывалась на рынке, а льняной завод поставлял товары для экспотра.
Гидротехнические сооружения в Измайлово были особенно грандиозны: так, например, каменноя Виноградная плотина имела в длинну 185 м. при вышине 6.5 и ширине 25 м, а земляная Просянская плотина имела в длинну более 600 м. Кирпичные плотины были облицованны белым камнем, их устои и перила имели нарядную архитектурную обработку, из резного камня и ширинок с изразцами. Они строились под наблюдением каменных дел подмастерьев Дмитрия Костоусова и Ивана Кузнечика.
Искусственно устроенные пруды сплошным кольцом окружали центральную часть усадьбы - Государев двор. Расположенные в центре острова двор имел симметричные план в виде прямоугольника, обстроенного по периметру каменными одноэтажными служебными и хозяйственными помещениями с двумя парадными въездными воротами с восточной и западной сторон. Южную сторону Государева двора замыкали деревянные царские хоромы, построенные на каменном подклете, и двухъярусная церковь Иоасафа-царевича, соединенная с хоромами деревянными крытыми переходами на столбах. На остров через пруд вел белокаменный мост на арочных пролетах, который приводил к величественной трехъярусной проездной башне. Последняя служила одновременно и колокольней собора, выстроенного на самом высоком месте острова, против парадных ворот Государева двора. Архитектурный ансамбль усадьбы представлял собой живописную композицию разнообразных сооружений, четко выделявшихся на фоне зелени и зеркальной глади окружающих прудов.
Измайловская усадьба занимала большую территорию, на которой были расположены разнообразные хозяйственные и промышленные сооружения, как например, каменные риги и токи для сушки, обмолота и хранения зерна: водяные мельницы; заводы: для обработки льна, для выделки различной стеклянной посуды, винный и маслобойный. Были насажены обширные сады с фруктовыми и декоративными деревьями, с парниками - оранжереями, где выращивались арбузы, дыни и даже виноград. Продукция измайловского хозяйства не только покрывала потребности дворцового обихода, но частично реализовывалась на рынке, а льняной завод поставлял товары для экспотра.
Гидротехнические сооружения в Измайлово были особенно грандиозны: так, например, каменноя Виноградная плотина имела в длинну 185 м. при вышине 6.5 и ширине 25 м, а земляная Просянская плотина имела в длинну более 600 м. Кирпичные плотины были облицованны белым камнем, их устои и перила имели нарядную архитектурную обработку, из резного камня и ширинок с изразцами. Они строились под наблюдением каменных дел подмастерьев Дмитрия Костоусова и Ивана Кузнечика.
Искусственно устроенные пруды сплошным кольцом окружали центральную часть усадьбы - Государев двор. Расположенные в центре острова двор имел симметричные план в виде прямоугольника, обстроенного по периметру каменными одноэтажными служебными и хозяйственными помещениями с двумя парадными въездными воротами с восточной и западной сторон. Южную сторону Государева двора замыкали деревянные царские хоромы, построенные на каменном подклете, и двухъярусная церковь Иоасафа-царевича, соединенная с хоромами деревянными крытыми переходами на столбах. На остров через пруд вел белокаменный мост на арочных пролетах, который приводил к величественной трехъярусной проездной башне. Последняя служила одновременно и колокольней собора, выстроенного на самом высоком месте острова, против парадных ворот Государева двора. Архитектурный ансамбль усадьбы представлял собой живописную композицию разнообразных сооружений, четко выделявшихся на фоне зелени и зеркальной глади окружающих прудов.
Усадьба в Кусково.![]()
Одним из самых ранних больших дворцово-парковых ансамблей второй половины XVIII в. была подмосковная усадьба Кусково, принадлежавшая Шереметьеву. Кусково было построено силами крепостных архитекторов, которых возглавлял до 1763 г. Федор Аргунов, а впоследствии А. Миронов.
Старый дворец был заново перестроен в 1770-х гг. Деревянный, но выдержанный в формах каменной архитектуры раннего классицизма, Кусковский дворец своим главным фасадом с выступающим портиком и пандусами подъезда обращен в сторону большого пруда. Противоположный, парковый, фасад обращен к портеру, обильно украшенному скульптурой и замыкающемуся зданием оранжереи. В парке, на открытом воздухе, был устроен "воздушный театр". По обеим сторонам портера, среди аллей, были разбросанны разнообразные сооружения и типичные образцы архитектуры увеселительного парка - Китайская беседка, Эрмитаж, Голландский и Итальянксий домики и другие сооружения, построенные большей частью в 50-х годах в живописно - декоративных формах архитектуры середины XVIII в. Регулярная часть парка отделена от пейзажной рвом и валом. Роскошные интерьеры дворца, в особенности большой Белый зал - главный зал дворца, - богато отделаны росписями, лепкой, позолотой, зеркалами, декоративнными тканями и т.п. Роскошь внутреннего убранства контрастирует с простатой наружной обработки дворца. На архитектурно - планировочную систему Кусково отачсти оказали влияние загородные дворцовые резиденции Петербурга, сложившиеся в это время, в частности Царское село, Ораниенбаум. |
Усадьба Никольское-Гагарино.![]()
Одной из наиболее ранних работ Ивана Егоровича Старова (1744-1808) являются постройки в усадьбе Никольское-Гагарино под Москвой.
”Усадьба Никольское-Гагарино” в фотографияхГлавный дом помещен в глубине большого парадного двора и связан изогнутыми по дуге каменными оградами с квадратными в плане служебными флигелями. Основу плана здания в первом этаже составляли три сложных по конфигурации зала, над средним из которых во втором этаже расположена большая терраса. Стены нижнего этажа рустованы, второго - расчленены лопатками и панно. Две пары широко расставленных дорических колонн, на которые опирается антаблемент, венчающий все здание, помещены Старовым в прямоугольных нишах угловых нилонов пакового фасада. Очень красивая усадьба Никольское-Гагарино живописно расположена на высоком холме, с которого должен открываться чудесный вид на Тростенское озеро и пойму реки Озерны. Сама усадьба окольничьего Б.И.Троекурова Никольское известна с XVII века. В середине XVIII - село принадлежало Е.А.Салтыковой, а затем перешло к Гагариным, которые владели усадьбой до 1917 года. Усадьба Останкино.![]()
Усадьба Останкино - построена в 90-х годах XVIII в. крепостными архитекторами Павлом Аргуновым, А. Мироновым, Г. Дикушиным по переработанному ими проекту Кампорези. В комплекс усадьбы включена церковь XVII в., входившая в состав бывшей здесь ранее усадьбы князей Черкаских. По композиции главное здание дворца имеет традиционную усадебную планировку, развитую применительно к требованиям предявляемым к богатым усадьбам дворцового типа.
В отличие от обычных усадеб центральное и главное место в Останкинском дворце занимает большой театральный зал с обширной сценой, во время баллов превравщавшийся в единый зал для танцев. В боковых флигелях расположены Итальянские и Египетские павильоны; первый из них служил приемной, второй - концертным залом. Богато отделанные залы дворца образуют парадную анфиладу. Жилые и хозяйственные помещения дворца отодвинуты на второй план и размещены в пристройках. Дворец построен из дерева, но так же, как и дворец в Кускове, выполнен в формах каменной архитектуры. Приемущественно из дерева выполнена и тончайшая отделка его интерьеров, имитирующая такие материалы, как, например, мрамор и бронзу, а также лепку, осуществленная крепостными мастерами Шереметьева по рисункам крепостных же строителей. Замечательны и наборные полы Останкинского дворца, выполненые из различных пород дерева: розового, палисандрового, черного дуба, вяза, березы, также работы крепостных мастеров. Парк, разбитый по проекту Миронова, состоит из двух частей - регулярной и пейзажной; от дворца, через богато украшенный статуями партер парка, идет прямая аллея, подводящая к прудам. Огромный пруд находится и перед главным фасадом дворца. В большой строгости архитектурных форм дворца, в соподчинении его объемов, четкости членений и в большой простоте декоративной разработки останкинского парка видно дальнейшее, по сравнению с Кусковым, развитие классических принципов. Усадьба Петровское (Алабино).![]()
Петровское (Алабино), строительство 1775-1785 гг., архитектор М.Ф. Казаков
В центре квадратного парадного двора усадьбы расположенно главное здание, имеющее в плане форму квадрата со срезанными углами. По четырем углам двора стоят невысокие двухэтажные служебные флигели с обработанными рустом, также срезанными в плане углами. Между флигелями устроена ограда с четырьмя воротами по осям квадрата. Ось главных, северных, ворот с двумя белокаменными обелисками по бокам совпадала с осью главного входа в дом, украшенного массивными лестницами с чугунными сфинксами и фигурами львов. Вокруг был разбит парк. От дома шла к реке прямая аллея с часто поставленными вазами на пъедесталах. Интересную копозиционную особенность усадьбы составляло то, что на продолжении главной оси усадьбы были расположенны и церковь с колокольней, построенные также Казаковым, и улица деревни, связанная с общей планировкой усадебного ансамбля. Ясная взаимосвязь в композиции главного и второстепенного, четкость осей, подчеркивающих композиционное ядро планировки ансамбля, - характернейшие черты всей планировки Петровского. Центр здания - круглый зал - композиционно выделен подъемом барабана и купола, который первоначально увенчивала чугунная статуя, отлитая на уральских заводах Демидова. Большой дорический ордер проходил по всем четырем сторонам здания и соответствовал большим комнатам, малый ионический распологался на срезанных углах и соответствовал малым угловым комнатам. Как в генеральном плане, планах этажей, объемах и фасадах, так и во всей архитектурной обработке, вплоть до ее мельчайших деталей, все в Петровском находилось в строго найденной гармонии. Петровское сыграло большую роль в развитии ансамблевых композиций загородных усадеб второй половины XVIII в. Усадьба Разумовского.![]()
Усадьба Разумовского на гороховом поле, построенная в 1801-1803 гг. архитектором А.А. Менеласом и позднее основательно перестроенная архитектором А.Г. Григорьевым, представляла собой типичный образец богатой московской городской усадьбы с парадным подъездным двором перед главным домом и обширным пейзажным парком с прудами.
Главный дом включал среднюю прямоугольную часть и крылья, обращенные к фасаду открытыми полукруглыми лоджиями. Мезонинный этаж с большим арочным окном и два выступа с пилястрами по бокам входа выделяли центр здания. Крылья заканчивались павильонами кубической формы, которым отвечали такие же павильоны, стоявшие отдельно по улице в линию с оградой. В средней части дома располагались богато отделанные парадные помещения: залы, гостинные, картинная галерея и пр. Жилые комнаты помещались в крыльях и в мезонине. В низком полутемном цокольном этаже ютилась многочисленная прислуга. Усадьба Разумовского в своей центральной части - деревянное здание, обработанное штукатуркой под камень Усадьба Царицыно под Москвой.![]()
Когда-то на месте Царицыно находилось село Черная Грязь, принадлежавшее князьям Кантемирам. Современное название усадьба получила в 1775 году, когда была куплена у прежних владельцев Екатериной II. В 1776-1785 годах в усадьбе с размахом велось строительство по проекту архитектора В. Баженова. В 1779-1782 годах были построены два дворца, которые соединяла галерея с ажурной аркой ворот; в 1784-1785 годах - Большой Кавалерский корпус и Хлебный дом. Одновременно с постройкой дворцов и павильонов был разбит пейзажный парк. Здания, построенные в готическом стиле, отличались эффектным сочетанием красной кирпичной кладки с белокаменными цоколями и декоративными деталями.
Весной 1785 года, когда строительство дворцового комплекса уже близилось к завершению, усадьбу посетила Екатерина II. Императрице не понравились сооружения Баженова в «мавритано-готическом» стиле и через год по ее распоряжению они были разобраны. Продолжить строительство поручили архитектору М.Ф. Казакову, и он в течение следующих 10 лет возводил здание нового дворца. Екатерина Вторая умерла и строительство было остановлено. Дворец так и не был завершен и спустя несколько лет превратился в «мрачную развалину». В 19 веке Царицыно перешло к Удельному ведомству и стало местом массовых народных гуляний. Среди павильонов, сохранившихся до наших дней, - галерея "Миловид" с колоннами тосканского ордера, построенная в 1804 году архитектором И. Еготовым, купольный павильон "Нерасстанкино" и восьмиколонная беседка "Золотой сноп" ("Храм Цереры"). В 1860 году Дворцовое ведомство объявило о продаже Царицыно под снос, однако усадьбе удалось избежать окончательного разрушения. В 1926 году усадьба была передана в ведение Главнауки, а через год был открыт музей "Царицыно". После Великой Отечественной войны были проведены восстановительные работы в парке и реконструированы парковые павильоны 19 века. В 1984 году в Царицыно открылся Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, а в 1993 году был создан Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно". Это самый большой по площади из всех музеев-заповедников Москвы. В наше время Царицыно впервые достроено и каждый может посмотреть Большой дворец М.Ф. Казакова, а также реконструированные постройки В.И. Баженова. Царицыно - одно из старейших хиповых мест Москвы, а царицынский парк — место ежегодного фестиваля московских хиппи, посвященного наступлению лета, который происходит 1 июня уже тридцать лет. |






Комментариев нет:
Отправить комментарий