- Новгородская школа
- (2-я треть 12 — начале 16 вв.)
одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Н. ш., сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (См. Киевская Русь) (Софийский собор, 1045—1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря (См. Юрьев монастырь), начат в 1119) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице (См. Нередица), 1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185—92; Георгия в Старой Ладоге (См. Ладога), 2-я половина 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства — главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 вв. («Еван, Георгий и Власий», Русский музей). С конца 13 — начала 14 вв. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле, 1352, см. Волотово). В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 вв. (Федора Стратилата церковь (См. Фёдора Стратилата церковь), 1360—61; Спаса на Ильине церковь, 1374) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на кладбище (1380—1390-е гг.). В иконописи конца 14—15 вв. отразились народные представления и верования, события истории города («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами» — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Н. ш. велика роль плетёного орнамента, бытовых и юмористических фигур. В середине 15 в. в церковной архитектуре развиваются архаические тенденции. С конца 15 в. искусство Новгорода теряет своеобразие и развивается в общем русле русской культуры.Лит.: Лазарев В. Н., Искусство Новгорода, М., 1947; его же, Новгородская иконопись, М., 1969; История русского искусства т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, 6, М., 1966—68; Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода, М., 1968.М. И. Андреев.Новгородская школа. Церковь Успения на Волотовом поле, близ Новгорода. 1352. План.«Три волхва на конях» из композиции «Рождество Христово». Фреска в церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (фрагмент). Между 1363 и 1390.Феофан Грек. «Голова ангела» из композиции «Троица». Фреска в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (фрагмент). 1378.«Чудо Георгия о змие». Фреска в церкви Георгия в Старой Ладоге. Около 1167.«Еван, Георгий и Власий». Икона. 2-я половина 13 в. Русский музей. Ленинград.«Битва новгородцев с суздальцами» («Чудо от иконы “Знамение”»). Икона (фрагмент). Последняя четверть 15 в. Третьяковская галерея. Москва.«Устюжское благовещение». Икона. Между 1119 и 1130. Третьяковская галерея. Москва.Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. 1198; росписи — 1199. Внутренний вид апсиды (снимок сделан до 1941).Церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде. 1360—61.Церковь Георгия в Старой Ладоге. 2-я половина 12 в.Новгородская школа. Инициал из Евангелия. 2-я половина 13 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.
псковские церкви

Близок к Новгороду по характеру архитектуры город Псков. Здесь тоже возводились многочисленные одноглавые церкви, строившиеся из местного грубо околотого плитняка. По сравнению с новгородскими они более массивны и отличаются особой сочностью форм. Типична в этом отношении церковь Василия на Горке, построенная в начале XV века.
Колоколен в Новгороде и Пскове не строили, они появились в Москве позже, в ХV веке. В Пскове существовали только звонницы — каменные стенки, завершавшиеся невысокими круглыми столбами, между которыми подвешивались колокола. Иногда колокола крепились просто к толстому деревянному брусу, укреплявшемуся на врытых в землю деревянных столбах.
В целом Псковские церкви XIV и XV вв. внешне мало отличаются от новгородских, но внутри имеют новую интересную конструкцию свода. Вспомогательные арки парусов, ранее сниженные, приподняты выше, чем у византийских конструкций и образуют так называемую псковскую ступенчатую конструкцию сводов. Этим способом был построен ряд маленьких церквушек.
Новгородские церкви XI-XIV вв.

В XII веке в Новгороде устанавливается республиканская форма правления. Вместо больших храмов, возведение которых было связано с княжеским периодом, строятся церкви однокупольного типа. Новгородские церкви XII в. характеризуются сниженными вспомогательными арками парусов, овальными очертаниями апсид и барабанами с куполами. Фасады украшены арочным фризом. Подобные формы применяются и в ранней архитектуре Пскова.
Широко известна церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII в.), в которой определилась типичная для последующего развития русского зодчества форма — необычайно простая, призматическая, близкая к кубу. Фактически она возникла из больших храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять внутренних нефов и пять куполов в основной чисти здания, здесь же эта система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и только один купол. Выявление внутренней структуры сооружения снаружи — характерная черта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси, обнаруживается и здесь, па фасадах Нередицы — трехчастное деление, внутренние своды определили появление арок-закомар, на восточной стене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды. Единственный купол поддерживается четырьмя внутренними столбами. Существующее в настоящее время луковичное покрытие купола появилось позже. Первоначально купол, как и во всех древнерусских храмах, был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и на барабане купола. Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почти отсутствуют. Слегка неровные, «текучие» линии штукатурных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток, закомар придают сооружению мягкую пластичность. Церковь Спаса-Нередицы была разрушена немецкими фашистами, но в настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписана фресками — от пола и до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшей части сооружения. Поверхности стен и сводов членились коричнево-красноватыми полосами на отдельные большие поля, нередко даже не совпадающие с границами архитектурных членений. В границах этих полей были изображены святые и различные религиозные сюжеты. Общий колорит фресок определялся типичным для других фресковых росписей голубоватым фоном, на котором выступали охристые, коричневатые и белые пятна — лики святых, нимбы, детали одежды.
Близка по своему типу к Нередице церковь в Старой Ладоге, относящаяся к XII веку, в которой сохранились остатки замечательных фресок того же времени.
Новгородские церкви в XIII в. сохраняют первоначальную планировку. Конструкция имеет один купол с четырьмя пилонами. Но здесь происходят определенные изменения: так, вместо сводов цилиндрических используются своды полуцилиндрические, совершенно неизвестные в византийской архитектуре. Это оказывает влияние и на внешний вид церквей.
Новгородские церкви XIV века всегда очень скромны но размерам. При сохранении кубической формы, наблюдаемой в церкви Спаса-Нередицы, в них уже другая система покрытия. Каждый из фасадов завершается трехлопастным фронтоном, крыша же приобретает восьмискатную форму. Примером может служить церковь Спаса на Ильине, получившая мировую известность благодаря сохранившимся в ней фрагментам фресок знаменитого живописца Феофана Грека. Первоначально этими фресками было покрыто все внутреннее пространство. На фасадах этой и других современных ей церквей уже возникают украшения, декоративные детали, нишки, впадинки, выкладываются арочные покрытия типа сандриков, фигурные кресты и другие формы.
Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века вВеликом Новгороде. Расположен на перекрёстке улиц Андреевская и Фёдоровский ручей.
Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадникаСемёна Андреевича. Строительство закончено в течение года.
До недавнего времени она стояла на берегу Фёдоровского ручья. В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград ручей был засыпан.
Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.
Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф[1]. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.
Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.

Церковь Николы со Усохи (Псков)
Церковь Николы со Усохи — православный кончанский храм вПскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Находится в Среднем городе.
Размеры
Четверик - 20 х 16 м. Высота с главой - около 40 м. Ширина с северным притвором - 22 м. Длина с западным притвором и крыльцом - 32 м.
[править]История
- Первое упоминание о каменной Никольской церкви относится к 1371 г.
- 1535-1536 гг. обветшавший храм XIV в. сломан и на его месте поставлен ныне существующий.
- По преданию "Грозный царь, в бытность свою во Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь..."
- 1780 г. Разобрана двухпролётная звонница. Построена колокольня у юго-восточной стороны.
- 1941-1944 гг. Церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны.
- Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения.
Новгородско-Псковская архитектура (конец XII—XVI вв.)
Формирование новгородской архитектурой школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.Храмы Новгорода эпохи феодальной раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на ее фудаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальным зданием являютсяПоганкины палаты в Пскове, построенные в 1671—1679 годы торговыми людьми Поганкиными. Здание является своеобразным дворцом-крепостью, его стены, высотой в два метра, сложены из камней.
В поисках выразительности архитектурных форм с конца XIII в. зодчие Новгородской школы переходят к трёхлопастным завершениям фасадов (церкви Николы на Липне, Успения на Волотовом поле), широко используют разнообразные декоративные элементы (Фёдора Стратилата церковь, церковь Спаса на Ильине).
Комментариев нет:
Отправить комментарий