вторник, 13 марта 2012 г.

Новгородско-Псковская архитектура (конец XII—XVI вв.)


Новгородская школа


Новгородская школа
(2-я треть 12 — начале 16 вв.)
        одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Н. ш., сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (См. Киевская Русь) (Софийский собор, 1045—1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря (См. Юрьев монастырь), начат в 1119) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице (См. Нередица), 1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185—92; Георгия в Старой Ладоге (См. Ладога), 2-я половина 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства — главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 вв. («Еван, Георгий и Власий», Русский музей). С конца 13 — начала 14 вв. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле, 1352, см. Волотово). В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 вв. (Федора Стратилата церковь (См. Фёдора Стратилата церковь), 1360—61; Спаса на Ильине церковь, 1374) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на кладбище (1380—1390-е гг.). В иконописи конца 14—15 вв. отразились народные представления и верования, события истории города («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами» — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Н. ш. велика роль плетёного орнамента, бытовых и юмористических фигур. В середине 15 в. в церковной архитектуре развиваются архаические тенденции. С конца 15 в. искусство Новгорода теряет своеобразие и развивается в общем русле русской культуры.
         Лит.: Лазарев В. Н., Искусство Новгорода, М., 1947; его же, Новгородская иконопись, М., 1969; История русского искусства т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, 6, М., 1966—68; Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода, М., 1968.
         М. И. Андреев.
        Новгородская школа. Церковь Успения на Волотовом поле, близ Новгорода. 1352. План.
        Новгородская школа. Церковь Успения на Волотовом поле, близ Новгорода. 1352. План.
        «Три волхва на конях» из композиции «Рождество Христово». Фреска в церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (фрагмент). Между 1363 и 1390.
        «Три волхва на конях» из композиции «Рождество Христово». Фреска в церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (фрагмент). Между 1363 и 1390.
        Феофан Грек. «Голова ангела» из композиции «Троица». Фреска в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (фрагмент). 1378.
        Феофан Грек. «Голова ангела» из композиции «Троица». Фреска в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (фрагмент). 1378.
        «Чудо Георгия о змие». Фреска в церкви Георгия в Старой Ладоге. Около 1167.
        «Чудо Георгия о змие». Фреска в церкви Георгия в Старой Ладоге. Около 1167.
        «Еван, Георгий и Власий». Икона. 2-я половина 13 в. Русский музей. Ленинград.
        «Еван, Георгий и Власий». Икона. 2-я половина 13 в. Русский музей. Ленинград.
        «Битва новгородцев с суздальцами» («Чудо от иконы “Знамение”»). Икона (фрагмент). Последняя четверть 15 в. Третьяковская галерея. Москва.
        «Битва новгородцев с суздальцами» («Чудо от иконы “Знамение”»). Икона (фрагмент). Последняя четверть 15 в. Третьяковская галерея. Москва.
        «Устюжское благовещение». Икона. Между 1119 и 1130. Третьяковская галерея. Москва.
        «Устюжское благовещение». Икона. Между 1119 и 1130. Третьяковская галерея. Москва.
        Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. 1198; росписи — 1199. Внутренний вид апсиды (снимок сделан до 1941).
        Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. 1198; росписи — 1199. Внутренний вид апсиды (снимок сделан до 1941).
        Церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде. 1360—61.
        Церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде. 1360—61.
        Церковь Георгия в Старой Ладоге. 2-я половина 12 в.
        Церковь Георгия в Старой Ладоге. 2-я половина 12 в.
        Новгородская школа. Инициал из Евангелия. 2-я половина 13 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.
        Новгородская школа. Инициал из Евангелия. 2-я половина 13 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.

псковские церкви
Церковь Василия на Горке. Начало XV в. Псков. - www.Arhitekto.ru
Близок к Новгороду по характеру архитектуры город Псков. Здесь тоже возводились многочисленные одноглавые церкви, строившиеся из местного грубо околотого плитняка. По сравнению с новгородскими они более массивны и отличаются особой сочностью форм. Типична в этом отношении церковь Василия на Горке, построенная в начале XV века.
Колоколен в Новгороде и Пскове не строили, они появились в Москве позже, в ХV веке. В Пскове существовали только звонницы — каменные стенки, завершавшиеся невысокими круглыми столбами, между которыми подвешивались колокола. Иногда колокола крепились просто к толстому деревянному брусу, укреплявшемуся на врытых в землю деревянных столбах.
В целом Псковские церкви XIV и XV вв. внешне мало отличаются от новгородских, но внутри имеют новую интересную конструкцию свода. Вспомогательные арки парусов, ранее сниженные, приподняты выше, чем у византийских конструкций и образуют так называемую псковскую ступенчатую конструкцию сводов. Этим способом был построен ряд маленьких церквушек. 
Новгородские церкви XI-XIV вв.
Церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода. Конец XII в. - www.Arhitekto.ruСледующая стадия развития архитектуры Древней Руси связана с Великим Новгородом. Здесь, в середине XI века (1045 — 1050), был построен Софийский собор с пятинефным внутренним пространством строгий, композиционно собранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранил до наших дней свои основные черты, и прежде всего монументальность и лаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня, кирпич использован лишь частично - в кладке арок, окон, порталов. Фасады собора расчленяются широкими пилястрами — лопатками, которые выражают внутреннее строение храма. Между ними так называемые закомары-завершения, соответствующие сводчатым покрытиям нефов. Собор увенчан пятью главами, над башней, ведущей на хоры, находится еще одна — шестая глава. Внешний облик собора не имел каких-либо декоративных деталей. В интерьере основную роль играют мощные крещатые столбы, несущие своды. И стены, и столбы, и своды, так же как в киевской Софии, были покрыты живописью, в данном случае исключительно фресками.
В XII веке в Новгороде устанавливается республиканская форма правления. Вместо больших храмов, возведение которых было связано с княжеским периодом, строятся церкви однокупольного типа. Новгородские церкви XII в. характеризуются сниженными вспомогательными арками парусов, овальными очертаниями апсид и барабанами с куполами. Фасады украшены арочным фризом. Подобные формы применяются и в ранней архитектуре Пскова.
Широко известна церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII в.), в которой определилась типичная для последующего развития русского зодчества форма — необычайно простая, призматическая, близкая к кубу. Фактически она возникла из больших храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять внутренних нефов и пять куполов в основной чисти здания, здесь же эта система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и только один купол. Выявление внутренней структуры сооружения снаружи — характерная черта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси, обнаруживается и здесь, па фасадах Нередицы — трехчастное деление, внутренние своды определили появление арок-закомар, на восточной стене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды. Единственный купол поддерживается четырьмя внутренними столбами. Существующее в настоящее время луковичное покрытие купола появилось позже. Первоначально купол, как и во всех древнерусских храмах, был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и на барабане купола. Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почти отсутствуют. Слегка неровные, «текучие» линии штукатурных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток, закомар придают сооружению мягкую пластичность. Церковь Спаса-Нередицы была разрушена немецкими фашистами, но в настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписана фресками — от пола и до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшей части сооружения. Поверхности стен и сводов членились коричнево-красноватыми полосами на отдельные большие поля, нередко даже не совпадающие с границами архитектурных членений. В границах этих полей были изображены святые и различные религиозные сюжеты. Общий колорит фресок определялся типичным для других фресковых росписей голубоватым фоном, на котором выступали охристые, коричневатые и белые пятна — лики святых, нимбы, детали одежды.
Близка по своему типу к Нередице церковь в Старой Ладоге, относящаяся к XII веку, в которой сохранились остатки замечательных фресок того же времени.
Новгородские церкви в XIII в. сохраняют первоначальную планировку. Конструкция имеет один купол с четырьмя пилонами. Но здесь происходят определенные изменения: так, вместо сводов цилиндрических используются своды полуцилиндрические, совершенно неизвестные в византийской архитектуре. Это оказывает влияние и на внешний вид церквей.
Новгородские церкви XIV века всегда очень скромны но размерам. При сохранении кубической формы, наблюдаемой в церкви Спаса-Нередицы, в них уже другая система покрытия. Каждый из фасадов завершается трехлопастным фронтоном, крыша же приобретает восьмискатную форму. Примером может служить церковь Спаса на Ильине, получившая мировую известность благодаря сохранившимся в ней фрагментам фресок знаменитого живописца Феофана Грека. Первоначально этими фресками было покрыто все внутреннее пространство. На фасадах этой и других современных ей церквей уже возникают украшения, декоративные детали, нишки, впадинки, выкладываются арочные покрытия типа сандриков, фигурные кресты и другие формы. 




Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века вВеликом Новгороде. Расположен на перекрёстке улиц Андреевская и Фёдоровский ручей.

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадникаСемёна Андреевича. Строительство закончено в течение года.
До недавнего времени она стояла на берегу Фёдоровского ручья. В 1954 году при прокладке дороги МоскваЛенинград ручей был засыпан.


Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.
Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф[1]. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.
Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.
F Str na Ru.jpg

Церковь Николы со Усохи (Псков)

Церковь Николы со Усохи — православный кончанский храм вПскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Находится в Среднем городе.

Nikola usoh02.JPG

Размеры

Четверик - 20 х 16 м. Высота с главой - около 40 м. Ширина с северным притвором - 22 м. Длина с западным притвором и крыльцом - 32 м.

[править]История

  • Первое упоминание о каменной Никольской церкви относится к 1371 г.
  • 1535-1536 гг. обветшавший храм XIV в. сломан и на его месте поставлен ныне существующий.
  • По преданию "Грозный царь, в бытность свою во Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь..."
  • 1780 г. Разобрана двухпролётная звонница. Построена колокольня у юго-восточной стороны.
  • 1941-1944 гг. Церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны.
  • Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий